суббота, 4 июня 2016 г.

Метро в Рио де Жанейро

Метро в Рио относительно молодое - первые поезда пошли по нему в 1979 г. - и относительно небольшое, состоит всего лишь из двух линий. Первая линия (она так и называется "линия 1") есть полноценное метро в нашем понимании, вторая - то, что мы называем "легкое метро", почти полностью расположена на поверхности.

Жители Рио де Жанейро называют себя вкусным словом "кариока". Это же название носит и одна из станций метро, расположенная в историческом центре города и, судя по всему, до некоторой степени отражающая характер загадочной кариокской души.

Платформы нашего советского метро обычно бывают двух типов - островная (платформа между путями) и береговая (пути расположены между двумя платформами). Станция бразильского метрополитена им. В. И. Ленина "Кариокская" гармонично сочетает в себе оба типа - центральная платформа, окаймленная путями, с обеих сторон которых находятся еще две платформы. Вроде бы все просто, но есть изюминка. С центральной платформы выхода в город нет - только эскалаторы, работающие на спуск. А тем временем пассажиров высаживают именно на нее.
Сперва ничего не предвещает беды. Вы выходите из вагона, ужасно гордый тем, что катаетесь на взаправдашнем риодежанейрском кариокском метро, идете в сторону эскалаторов с видом утомленного жизнью жителя мегаполиса, для которого все эти метры метрополитены давно слились в одну пеструю монотонную картину, и только дойдя до цели обнаруживаете, что выхода с платформы здесь нет - эскалатор работает на спуск, а над расположенными рядом с ним ступеньками горит надпись на португальском языке "выхода нет".
Вы чертыхаетесь с досады, все еще не слишком расстроенный, и, развернувшись, идете на противоположный конец платформы, где виднеются симметрично расположенные эскалаторы. Досада уступает место легкому беспокойству, когда вы понимаете, что и здесь эскалатор работает на спуск, а над ступеньками горит все та же гостеприимная надпись. Беспокойство перестает быть легким, когда, рысцой пробежавшись еще раз из конца в конец платформы, вы понимаете, что здесь нет ни эскалатора, ни лифта, ни лестницы, предназначенных для выхода со станции. Они есть � �а другой стороне путей - и вы с тоской коситесь на желанную надпись "Saida" (выход), отделенную от вас непреодолимой преградой. Тем временем начинают просыпаться гены предков, до сей поры дремавшие под спудом воспитания и европейских правил поведения. Сперва гены предлагают двинуть прямо через пути, рашн-стайл, но от этого вас удерживают смутные воспоминания о восьмистах вольтах на контактном рельсе. Тогда вы, как Штирлиц, уходите через вход, делая вид, что не умеете читать по-португальски (что характерно, для этого даже не приходится сильно пр� �творяться). Наверху вы оказываетесь в окружении работающих на вход (а как же еще?) турникетов, как волк в окружении флажков. Но удача любит смелых: два турникета из дюжины работают на выход, а чтобы вы их не пропустили, рядом с ними установлен временный указатель с желанным словом "saida", которого так не хватало внизу. Остальное уже дело техники. Из трех выходов, которыми располагает станция Кариокская, один (естественно тот, что нужен вам) перегорожен цепями и не работает. Второй ловко разворачивает вас и, покружив по длинной спирали пандуса для инвалидных колясок, приводит на ту самую береговую платформу с надписью "выход", но уже, разумеется, с другой стороны турникетов. Наконец, третий выход оказывается действительно выходом! Кариока с неохотой выпускает вас из ласковых бразильских объятий, шепча на ухо: "Возвращайся, непременно возвращайся..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий